Форма входа

Категории раздела

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 7

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мастер-класс

Эйдос-конспект как способ организации учебной деятельности

Эйдос -  конспект как способ организации учебной деятельности

мастер-класс в.Ю.В.

 

 Что общего между фейерверком, скороваркой и удачным уроком?
Нужно, чтобы кто-то чиркнул спичкой и зажег огонь.
- А кто может выступить в роли зажигателя? Ученик, учитель, книга, видео… Все это вместе и создает давление, необходимое для того, чтобы произошёл взрыв! Таким взрывом  является мотивация, которая «подогревается» проблемными ситуациями, ситуациями включения, использованием современных технологий и созданием эйдос – конспекта.
 2. И сейчас я приглашаю вас включиться в работу мастер – класса по теме: (Эйдос -  конспект как способ организации учебного деятельности)
Начнем с самого слова эйдос…
ЭЙДОС  с греч. eidos - вид, образ, образец - термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта. Как известно, человек мыслит образами, образ лучше запоминается, оставляя в памяти яркую картинку.
 Эйдос – конспект представляет собой сложное целое:  
•    образный рисунок (возможно, график), состоящий из фигур, цветов, картин, выявившихся ассоциативно в сознании читателя в процессе инерпретирования. Но это не бездумный рисунок, а графическая идея.
•     четкое обоснование каждого элемента высказыванием из текста.
•    формулировка названия конспекта как главной мысли, воспринятой и сформулированной читателем
•    формулировка вывода, связанного с названием
Как способ организации урока эйдос - конспект  предполагает развитие образной памяти, познавательной, творческой активности, развитие  самостоятельной деятельности учащихся.
Что же из себя представляет и на каких же этапах урока возможно использование эйдос – конспекта?
Приведу примеры, этап изучения нового материала. Например, изучение биографии писателя, особенностей его поэзии. 
Например, Эйдос-конспект по биографии Константина Бальмонта. Личность Бальмонта ассоциируется с образом солнца. Поэтому особенности его поэзии вплелись вот в такой конспект. 
На этапе формирования умений анализа художественного текста. Например, анализ стихотворения Б.Пастернака «Сон». На этапе самостоятельной творческой деятельности. Задание по образу Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир».
Замечательно сказал Герман Гессе:  «Литература не арифметическая задача и не геометрическая фигура, а чудо» 
Действительно, создание эйдос – конспекта на уроках  литературы призвано разбудить художественную интуицию, образное видение. 
Как же создавать эйдос - конспект?
 Вот перед вами совсем не большое стихотворение Владимира Маяковского из раннего творчества «А вы могли бы?»
-А вы могли бы проанализировать это стихотворение?
- О чем оно? Все ли вам понятно? А сейчас представьте с какой ситуацией сталкиваются дети? 
Попробуем сделать анализ стихотворения вместе при помощи создания эйдос-конспекта.
- На  каких двух личных местоимениях строится текст? 
- В каких отношениях «Я» и «Вы» друг к другу? (антитеза)
-Почему «Я» противопоставлено «Вы»? Чем я не похоже на вы?(я смазал карту будня)
-Как вы понимаете эту метафору? 
- Что такое «будня»? (Окказианализм)
-Подберите синоним.(обыденность)
- С каким словом ассоциируется слово «Карта»? (расписание)
-Что значит смазал?(растер)
-Каким образом смазал? (плеснувши краску из стакана)
-Почему экспрессивное деепричастие?(неожиданно)
-Плеснул –покрасил неровно.
-Прочитайте 2 метафору.
-Как выглядит блюдо студня?(желеобразное, мутное, бесформенное, имеющее отношение к быту) Т.Е. Обычное.
-С каким цветом ассоциируется быт? (серый)
-Какую необычную картину лирический герой видит в этой желеобразной массе? (косые скулы океана)
Представьте маленькое узкое блюдо студня, ограниченное краями. И огромные необъятные просторы мирового океана.
Таким образом он противопоставил быт и вечность.
-Объясните 3 метафору.
-«Чешуя жестяной рыбы» может иметь разные ассоциации и у каждого они свои. Но одно слово цепляет наше внимание.
-какое? (жестяной)
-Давайте попробуем заменить эпитет синонимом.(мертвая, неживая)
Это слово символизирует безжизненность настоящего. И в этой смертельной ненастоящности он смог увидеть, прочитать «Зовы новых губ»
-Подберите однокоренное слово к слову «Зов».(звать. Звук)
-Его кто-то зовет, зовут уста. 
-«Губы новы»-призыв к чему-то новому, к переменам.
-«Прочел»-услышал призыв высших сил.
-К чему призыв?
Здесь перекликается стихотворение с Пушкинским «Пророком»
Отрывок строится на противопоставлении старой чужой жизни и новой близкой, понятной ему.
-При помощи какого союза связываются 2 части стихотворения?( Союза а, он противительный, изначально поэт противопоставляет мир «Я» и мир «вы».
-«Я» понимает  «Вы»? Принимает образ жизни «Вы»?
-А «Вы» понимает «Я»? (нет)
-Почему?
Между ними вырастает стена непонимания.
•    Посмотрите на звуки, которые находятся в отрывке про «Я» (Гласный А- ассонанс. Этот звук полногласный, мощный по своей энергетике. Фоносемантика звука ярко выражена.
•    Согласные –сонорные – звонкие, приближенные к гласным. (Р-вызывающий)
•    Использует гиперболу Лирич. Герой –громадина, раз ему водосточная труба всего лишь флейта.
-А гласные во 2 отрывке? (ы,и-уходящие вглубь)Ы, 
-вы – это скучно. Я-мощно!

Но по-настоящему отношения между «я» и «вы» можно прочитать при помощи пунктуации. Когда лирический герой говорит о «я», то использует точки, а о «вы», то знак вопроса.
-Что обозначает этот ?
•    Глагол какого наклонения в 1 части – изъявительное, а во 2 части –условное.
В себе он уверен, а в «Вы»-нет!
-А они смогут это сделать?
Смогут сыграть ноктюрн – ночную песнь влюбленного?
В этом он пока не уверен, поэтому кирпичная стена пока между ними оставляет открытое пространство. Он не уверен смогут ли они пойти за ним из мертвого настоящего в живое будущее.
-Итак, лирический герой увидел, показал другим, взял на себя ответственность за будущее.

-Как вам кажется о чем стихотворение?
Модернизм- не предполагает готовых ответов. Штампов, возникают разные интерпретации.
•    Противопоставление неординарной личности толпе
•    Противопоставление поэта и толпы
Это стихотворение изучается при изучении темы поэта и поэзии раннего Маяковского.
Та стена, которую мы нарисовали в следующем стихотворении «Нате!» вырастет и не оставит свободного места.
А если сегодня мне, грубому гунну кривляться перед вами не захочется и вот я захохочу и  радостно плюну вам, плюну в лицо вам. Я бесценных слов транжир и мот.
Я могу порекомендовать использовать этот  прием в своей работе всем  учителям – предметникам, при этом ориентироваться  не на механическую, а на образную память учащихся, именно яркий образ остается в памяти надолго. Не забывать, что эйдос – конспект – это не бездумный рисунок, а графическая идея, которую вы хотите донести. Рисунок или схема должны быть наполнены информацией из текста. Ну и хотелось бы еще сказать о целесообразности использования подобного приема. Не всегда использование эйдос – конспекта нужно. Но, например, на понимание модернистических произведений, когда очень много символов и много непонятного, эйдос-конспект является хорошим помощником. Совсем необязательно биографию Тургенева рисовать в эйдосе, но когда в 11 классе идет раздел «Поэтические индивидуальности серебряного века» и каждый урок новый поэт, а у ребенка должна остаться индивидуальность, эйдос – конспект помогает  это сделать.
И в заключении хотелось бы подчеркнуть, что 
Создание эйдос - конспекта:
    Оказывает помощь в понимании текста
    Дает возможность неожиданного открытия
    Формирует и развивает творческую активность детей
    Развивает исследовательские навыки
    Вызывает интерес к познанию, к чтению
    Повышает мотивацию к учебе
И последний вопрос: 
Стало ли стихотворение В.Маяковского более понятным после создания эйдос-конспекта?

Категория: Мастер-класс | Добавил: Julija (17.08.2014)
Просмотров: 2306 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar