В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года основой долгосрочного развития определены инвестиции в человеческий капитал, а именно в образование, науку и другие социальные институты.
Обществу нужны современно образованные люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения.
Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым было отмечено, что «решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы» и, прежде всего - школьного образования.
Пять направлений государственной поддержки школьного образования были четко сформулированы в президентской инициативе «Наша новая школа».
Данная инициатива стала, по сути, национальной стратегией развития системы образования. При этом впервые особое внимание уделено роли учителя в решении актуальных задач, стоящих перед современной школой.
Учитель - ключевая фигура образовательного процесса. В конечном итоге именно от уровня его профессионализма зависит будущее общества, вся система экономических и гражданских отношений.
Каким должен быть педагог новой школы? Готов ли он соответствовать современным требованиям к процессу обучения?
Для того, чтобы понять, какова роль учителя в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», обратимся к 5 её пунктам.
1. Первое направление национальной стратегии образования - Обновление образовательных стандартов.
Новые стандарты учат человека приспосабливаться к быстро меняющимся условиям современной жизни.
В век информации к уровню образованности учителя предъявляются новые, высокие требования. Современный учитель должен быть не только хорошим специалистом в области своего предмета, но и обладать способностью выстраивать целостную картину мира, способностью выстраивать интегративные связи с другими предметами, обладать высокой эрудицией.
Главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования.
2. Второе направление развития общего образования -
Система поддержки талантливых детей.
Настоящий учитель способен распознать и развить в ребенке природную одаренность. А для этого в школе важно создать и поддерживать творческую среду, обеспечить возможность самореализации учащихся. Такая среда создана для учеников нашей школы. Используются такие формы взаимодействия, которые стимулируют стремление учащихся к саморазвитию, раскрывают их творческую активность, переходящую во внеурочное время в интересные проекты и исследования.
Наши ученики ежегодно успешно выступают на конференциях и олимпиадах районного, областного уровня. А с 2007 года у наших ребят ежегодные успешные выступления и участие в очных и заочных российских конференциях. В 2009-2010 учебном году результаты ЕГЭ наших выпускников выше районных, окружных и областных показателей. А это еще раз доказывает, что и в маленьких школах можно успешно учить, учиться и получать качественное образование, если в школе работают творческие учителя.
Общеизвестно высказывание «Успешный учитель – успешный ученик». Эта формула взаимозаменяема. Легче общаться с современным учеником (особенно со старшеклассником), если учитель тоже успешен. И именно успешный ученик заставляет нас, учителей, двигаться вперед. Отсюда вытекает
3. Третье направление национальной стратегии образования –
Развитие учительского потенциала.
Личность преподавателя играет определяющую роль в любом учебном процессе. Профессия учителя предполагает высокий уровень личностного развития, вкус, артистизм, ораторское искусство и владение стилем. Хорошее преподавание требует интенсивной работы учителя на личностном уровне, напряженного самосовершенствования.
Современный учитель – это человек, который не может не учиться. Он обязан непрерывно совершенствоваться. Сегодня учитель имеет возможность повышать свой профессиональный уровень не только в системе традиционной курсовой подготовки, но ему предлагается множество путей самообразования:
• Например, творческие лаборатории
занимаясь в лаборатории Елены Олеговны Галицких, я активно внедряю в нашей школе такую форму как педагогические мастерские, где проходят совместные обсуждения книг, фильмов.
• Расширило возможность совершенствования учителя и интернет- пространство. Это так называемое онлайн-общение, учителя создают свои сайты, где есть возможность презентовать свой педагогический опыт.
Кроме того, сейчас есть возможность пройти курсы дистанционно, не выезжая из своей школы.
• Не могу не остановиться на такой возможности повысить свое педагогическое мастерство, как участие в различных конкурсах. Их сейчас учителю предлагается не мало. Это и «Мои инновации в образовании», «Педагогическая радуга», «Психолог в образовании», и, конечно же, «Учитель года». Побывав впервые на районном конкурсе, сначала просто как зритель, я настолько заразилась этой необыкновенной атмосферой, что мне захотелось там тоже быть, захотелось тоже чем-то поделиться. Сейчас, пройдя 3 этапа, точно могу сказать, что я рада, что стала частью большой педагогической семьи. И все это благодаря единой команде единомышленников, как школы, так и районного методического кабинета. Я точно могу сказать, что конкурс придал уверенности в себе, в своих силах.
• Еще один способ развития своего профессионализма - методические олимпиады для педагогов, благо, такая возможность существует сегодня для большинства педагогов области. В этом году из 13 учителей нашей школы 6 приняли участие в заочном туре такой олимпиады, пятеро из них вызваны на очный тур. В итоге один победитель, 4 призера. А это прекрасная возможность проявить себя и сделать очередной шаг вперед.
Сегодня в области созданы широкие возможности для профессионального роста учителя, для собственной самореализации педагога, нужно только захотеть. А нам, педагогам, нельзя не хотеть. Мы не такие, как люди других профессий. Нам нельзя просто получить диплом и учить. Мы должны учиться всю жизнь и соответствовать духу времени.
4. Четвертое направление национальной стратегии образования –
Современная школьная инфраструктура
В школе должно быть комфортно. На первый взгляд кажется, что от учителя ничего не зависит, но победа в конкурсе ( грант) и в конкурсе кабинетов(география)….значительно укрепила материально – техническую базу школы.
В современной школе не достаточно пользоваться мелом и тряпкой, нужно осваивать информационные технологии. Информатизация образования предполагает создание единой информационной образовательной среды. В этой ситуации коренным образом меняется роль учителя. Из ретранслятора знаний он превращается в организатора иного способа взаимодействия всех участников образовательного
процесса, в ходе которого происходит активное освоение
учащимися современных компетентностей. Это, в свою очередь,
положительно сказывается на результатах школьного образования.
5. И последнее, пятое направление национальной стратегии образования – Здоровье школьников.
Одной из задач учителя является создание на уроке атмосферы, в
которой обучение воспринимается детьми не только как необходимость,
но оно вызывает позитивные чувства. Обучение у таких учителей
происходит в условиях психологического комфорта, уважения к личности
ребенка.
Итак, говоря о роли учителя в реализации национальной стратегии «Наша новая школа», мы должны понимать, что только педагог, глубоко владеющий знаниями, освоивший современные образовательные технологии, понимающий психологические особенности развития школьников способен помочь учащимся найти себя в будущем, а значит
обеспечить инновационный путь развития страны.
|