1. Орг. Момент.
2. Ситуация включения:
Каждый человек в своей жизни выполняет какую-то роль. Я сейчас выполняю роль учителя. Вы роль учеников. Человек может выполнять не одну роль.
-вы какую роль еще выполняете, кроме учеников?
-А что такое роль вообще? В толковом словаре Ожегова дается такое определение:
Роль-мера влияния, степень участия в чем-либо.
Моя роль учителя сегодня на уроке заключается в том, чтобы открыть для вас личность Александра Трифоновича Твардовского.
-Когда я училась в 11 классе, и выполняла ту роль, какую выполняете вы
(ученицы), я творчество Твардовского не понимала. Он же не писал о любви, а что за поэт, который не пишет о любви. И это была моя жизненная позиция.
- Что такое позиция?
Позиция – точка зрения, принципы, положенные в основу рассмотрения какого-либо вопроса.
- У вас есть своя позиция по отношению к нему?
-Что мы должны сделать? (узнать о нем и сформировать свою позицию)
-«Людей неинтересных в мире нет» Евгений Евтушенко.
Тема нашего урока: Личность Твардовского.
А Твардовский так же как и мы с вами в жизни тоже играл определенные роли и при этом имел свою позицию.
И сегодня у нас еще одна тема на уроке:позиция и роль.
В своем творчестве Твардовский как человек власти отражал то, что не противоречило идеям власти.
Такое направление в литературе 20 века называется соцреализм.
Социалистический реализм – официально одобряемый партийными органами СССР, художественный метод литературы и искусства, построенный на социалистической концепции мира и человека. Изображение жизни в свете идеалов социализма.
Подчеркните в этом определении ключевые слова.
Посмотрите на рабочем листе у вас написаны те ключевые роли, которые играл Твардовский в жизни.
-Почему у нас часто складывается негативное отношение к соцреализму?
( раз он изображает жизнь в свете идеалов партии, то эта литература бывает не всегда правдивой, она навязывает человеку идеи партии)
Я хочу прочитать вам одно из тех стихотворений, которое относится к соцреализму.
-Докажите, что это стихотворение относится к соцреализму. (не противоречит идеалам социализма, человек чувствует ответственность за народ) об этом говорит финал стихотворения. Изображает жизнь такой, какой она должна быть с точки зрения партии.жизнь часто приукрашена.
И в этом стихотворении Твардовский честен по отношении к самому себе и по отношению к своему народу.
«Я знаю как слова опасны…
Как обольщая нас окраской,
Слова –труха, слова-утиль
В иных устах до пошлой сказки
Низводят сказочную быль.»
Слова противоречат друг другу. Следовательно, его позиция противоречит его роли.
-Вспомните его поэму, которая изображает правду войны. (Василий Теркин)
Простой солдат - собирательный образ всех русских солдат.
Я предлагаю послушать авторское чтение Твардовского из поэмы «Василий Теркин»
В России в Смоленске на родине Твардовского существует единственный памятник автору и его герою. Посмотрите, герой и автор находятся на одной линии, они в дружеской обстановке.
-Какая идея выражается в этом памятнике? (он честен перед своим героем и перед народом)
И несмотря на то, что писал о простом человеке и не случайно он Теркина не доводит до офицерского звания. Ему важен был простой народ. И в то же время он был всегда с властью и представлял интересы власти.
Итак, вторая его роль – человек власти.
С одной стороны он член ЦК КПСС – Но Брежнев его позже выводит из состава ЦК.
Он член правления Союза писателей, и практически единственный голосует против исключения Пастернака из Союза писателей.
Он главный редактор журнала «Новый мир» , журнал, который поддерживала партия, но Твардовский печатает такие имена как Солженицын, Абрамов, Шукшин, Воробьев.
Но его поэма «По праву памяти» не печатается 18 лет.
-Почему это происходило?
Ответ на этот вопрос есть в стихотворении «Вся суть…»
Чтение стихотворение.
«Все что я говорю в своем кабинете, я могу сказать на Красной площади»
Говорить правду в глаза с коллегами было нормой его литературного общения. Мог Шолохову:Там есть много прекрасных страниц, но есть, на мой взгляд, места не вполне достойные твоего пера.
Правда и честность – это основа его жизненной позиции.
Посмотрите на 2 цитаты.
- Почему люди, жившие в одно время с Твардовским, имеют разное мнение о нем?(один воспринимал его через призму роли, а другой знал его жизненную позицию. )
Много людей того времени имели «иную» позицию, но не все могли выжить в той обстановке. Человек либо подчинялся тем правила, которые диктует им власть, либо оказывался в лагерях, либо просто ломался как, например, Александр Фадеев.
А Твардовский выстоял, выжил. Сумел сохранить принципиальную честность и в то же время открыто не противостоял власти.
- Что ему не позволило сломаться? Какие качества ему это помогло? (сила духа – внутренний стержень человека)
-Что формировало этот стержень?
Посмотрите на цитату Солженицына. Подчеркните главные слова. Найдите 3 кита.(Богатырь-земля, он был крестьянским сыном), национальное самосознание. Город Смоленск – символ духа, несгибаемости. Не случайно на гербе города расположена птица Феникс, которая, сгорая, возрождается из пепла.
Коммунистическая пустыня-вера в будущее своей страны.
Когда нет у человека основ, нет крепкого основания он может рассыпаться как эта пирамида.
-Скажите, ваша позиция изменилась? Цель урока. Как вы сейчас относитесь к личности Твардовского.
Составьте синквейн, который отражает вашу позицию по отношению к Твардовскому.
2 глагола, 3 прилагательных, предложение, метафора.
-Выполнили цель или нет как вы считаете вы достигли её?
Твардовский очень часто писал письма и не жалел на это времени. Отвечал на каждое письмо, каждому читателю.Напишите письмо самим себе
• какую роль вы бы хотели играть в жизни.
• Какую позицию вы хотели бы сохранить?
Я желаю вам верности в свои идеалы, стойкости, Чтобы какую бы роль не примеряла бы вам жизнь, у вас всегда была своя твердая жизненная позиция.
Рабочие материалы
Позиция – точка зрения, принципы, положенные в основу рассмотрения какого-либо вопроса.
Роль – мера влияния, значение, степень участия в чем-либо.
Социалистический реализм – официально одобряемый партийными органами СССР, художественный метод литературы и искусства, построенный на социалистической концепции мира и человека. Изображение жизни в свете идеалов социализма.
А.Т.Твардовский
«Я знаю, никакой моей вины…»
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но сумел сберечь, -
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…
1966
«Вся суть в одном-единственном завете…»
Вся суть в одном-единственном завете:
То, что скажу, до времени тая,
Я это знаю лучше всех на свете –
Живых и мёртвых, - знаю только я.
Сказать то слово никому другому
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить. Даже Льву Толстому –
Нельзя. Не скажет – пусть себе он бог.
А я лишь смертный. За своё в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.